Фев
2016

Порядок формирования, состав и стуктура галицкого краевого сейма

Порядок формирования, состав и стуктура галицкого краевого сейма В 1861г. австрийский император Франц-Иосиф, чтобы укрепить свою власть в Галичине и несколько замаскировать угнетение галицких украинском, создал здесь краевой сейм, который с 1883. проводил свою деятельность в здании главного корпуса нынешнего Львовского национального университета им. Ивана Франко. 26 февраля 1861г. австрийский правительство издало «Краевой устав и сеймовую избирательную ординацию для королевства Галиции и Володимерии с Великим княжеством Краковским», которые, будучи выразителями централистских тенденций, с незначительными изменениями просуществовали до распада Австро-Венгрии в октябре 1918г. Избирательный закон в Галицкий краевой сейм обеспечивал интересы господствующих классов, поскольку выборы носили ярко выраженный классовый характер и были неравными для отдельных социальных групп населения. Во-первых, в состав автоматически, по должности, входили так называемые вирилисты — митрополиты, епископы и ректоры университетив1. Во-вторых, избирательное право не было всеобщим и равным.

Все избиратели разделялись на 4 курии, каждая из которых в отдельности выбирала депутатов в сейм сроком на 6 лет. В первой курии входили крупные землевладельцы — помещики, имевшие табулярни (вписаны в так называемой краевой Табула) поместья и платили минимум 200 крон налогов в год. По данным 1908г., В Галичине было 2297 помещиков, составляли лишь 0,3% всех избирателей, но выбирали 44 депутата — 27,3% всего состава сейма. Вторая курия была представлена торгово-промышленной буржуазией, организованной в трех торгово-промышленных палатах — во Львове, Кракове и Бродах2. Первая насчитывала 48 членов, вторая — 38, третья — 30. Они выбирали 1,9% всех депутатов сейма. На одного депутата приходилось в среднем 39 избирателей. отзывы цифробум В третьей курии входила большая городская буржуазия. Однако избирательным правом пользовались в зависимости от уплачиваемого налога только 2/3 ее предстаникив, начиная от высокое обложенных. Кроме того, независимо от спачуваного налога избирательным правом пользовались лица, имевшие соответствующее образование или занимали определенные должности — духовенство, служащие, учителя, адвокаты, врачи и др. В 1908. В этой курии (вместе с предыдущей) насчитывалось 64084 избирателя (8,9% от общего количества), однако они выбирали 19,3% депутатов. Итак, на одного депутата приходилось 2264 избиратели. Если первые три курии избирали своих депутатов непосредственно, то выборы в четвертой, сельской, курии двухступенчатые: на 500 правиборцив конечно выбирали одного, имел право голосовать за того или иного кандидата в депутаты. Правиборцив в этой курии было 650586 чел. (90,8% от общего количества избирателей), но выбирали они всего 46% депутатов, то есть на одного депутата в среднем приходилось 8764 избиратели. В четвертой избирательной курии входили крестьяне, платившие непосредственные налоги не ниже 8 крон. Остальные избирательного права не имели. Итак, городские рабочие и сельская беднота были лишены избирательных прав. По этой курии преимущественно избирали представителей шляхты, реже — сельское духовенство и интеллигенцию и очень редко — самих крестьян. Шляхта не допускала в сейм депутатов-крестьян. Один из помещичьих депутатов откровенно признался: "Мы знаем, что было бы не хорошо, а вредно если бы крестьяне самых крестьян избирали. Мы этого совсем не хотим ". А кардинал С. Сембратович с трибуны сейма заявил, что для депутатов — крестьян «здесь в палате, хотя крестьянин платит налоги и дает рекрута, места нет». Даже буржуазные авторы величайшей несправедливостью избирательной системы в Галицкий краевой сейм считали отстранение от выборов городских рабочих. "Таким образом, — писал польский историк и публицист Л. Василевський, — подавляющее большинство населения не имеет возможности влиять на дела, которые ее касаются. Об интересах той части населения спорят люди, которые этих интересов хорошо знать не могут и не хотят их защищать ". Открытое голосования давало очень большие возможности для злоупотреблений путем подкупов и террора со стороны государственно-административного аппарата, начиная от наместника и заканчивая жандармами. Немалую роль в этом деле играла большая часть галицких епископов и митрополитов, автоматически входили в состав сейма. Они, явно или скрыто выслуживаясь перед австрийским правительством, согласовывали с ним кандидатуры и через церковь морально влияли на массы верующих. Почти каждые выборы в сейм были в предмет широкого обсуждения и в самом сейме, и в австрийском парламенте. Депутаты-Украинцы приводили множество фактов грубых злоупотреблений, которые нередко сочетались с человеческими жертвами и утверждали, что "такая анархия у нас (в Галичине — О. М.) традиционной и систематической при всех выборах и убеждает украинский народ в том, что для него в Австрийской государстве нет законов и правовой защиты ". Первые проекты Сейма избирательной реформы относятся к 1902 году. Особую остроту этот вопрос набрал с 1907., То есть от момента введения «демократизации» избирательного права в венский парламент под влиянием первой русской революции,. Однако введение «общего» избирательного права мало изменило кровавую австрийскую практику. Правда, избирателей стало больше, однако в то же время возросло количество убитых и раненых во время выборов. Обращение в Галицкий краевой сейм с требованиями всеобщего и равного избирательного права наталкивались на решительное сопротивление австрийского правительства. Принятое 14 февраля 1914г. новое положение о выборах ввело «общее» и прямое избирательное право при тайном голосовании, однако оно не было равным, а основывалось на принципах представительства интересов с разделением избирателей на 6 курий (крупной собственности, цензовая городская, общая городская, торговых и промышленных палат, промышленных объединений и сельских общин). Пассивное избирательное право, как и раньше, предоставлялось всем, кто пользовался активным избирательным правом в какой-либо курии, при условии, что избиратель имел полных 30 лет и не менее трех лет был австрийским гражданином. Итак, формально каждый из избирателей мог быть избран в какой-либо курии. Однако нельзя забывать о сильном правительственный нажим при выборах и методы устранения нежелательных правительственным кругам кандидатов, широко практиковался в Галичине. "Не хочу говорить, заявил с трибуны сейма один из депутатов, что у нас есть почти при всех выборах так называемые правительственные кандидатуры, о том все знаем и знаете, господа, что жандармы в тех делах имеют очень большое влияние ... Что касается их действия при выборах, то скажу, например, что в Турке (теперь Львовской обл.) Били жандармы примерами избирателей, заводили их в тюрьму на том только, чтобы позже после выборов уволить ".