Фев
2017

Государственная служба и государственные служащие, горящие туры в Турцию

Государственная служба и государственные служащие Понятием «государственная cлужба», «государственный служащий» довольно трудно найти адекватные определения в языках разных стран мира. Историческая и национальная специфика становления и развития институтов власти, формирование подходов к решению вопросов правового и социального положения лиц, которые в своей профессиональной деятельности представляют государство, в каждой конкретной стране наложили специфический отпечаток на законодательное определение государственной службы. Отсюда широкий спектр должностей с присущим им кругом обязанностей, прав, полномочий, которые могут быть предоставлены государственным служащим, которые являются представителями государственной бюрократии. Происхождение термина «бюрократ» имеет давнюю историю. Его этимология восходит к древнеримского «бара» — ткань, которой накрывали стол, где писали документы. Позже, уже во времена государства франков, от этого слова образовалось «бюро» — сначала стол, конторка, а дальше, с XVIII века. — Название комнаты, учреждения, где писались документы. Формализация управления привела к усилению власти документа, учреждения, канцелярии («бюро») и людей, которые там работали — бюрократов.

горящие туры в Турцию

В XIX в. термин «бюрократ» теряет свой положительный смысл — «управляющий документами, тот, кто ведет дела» и постепенно с ростом веса аппарата в решении государственных дел, увеличением количества документов, появлением произвола чиновников приобретает отрицательное социальную окраску. Но несмотря на это, одной из основных функций бюрократа была и остается репрезентация предприятия, организации, учреждения, в котором он работает. Государственный служащий-бюрократ выполняет государственные функции, поэтому отношение к этому сообществу работников со стороны общества отражает и отношение к государственной власти в целом. Проблемы бюрократии в свое время рассматривали такие выдающиеся мыслители прошлого, как Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Г . Гегель и др. Под их влиянием были сформированы взгляды на организацию государственного управления и бюрократии К. Маркса и В. Ленина. Их мечты о ликвидации бюрократии вместе с отменой старой классового государства были иллюзией и привели на практике только к созданию идеологически заангажированной партийно-номенклатурной бюрократии. Значительный вклад в разработку теории государственной службы сделал М. Вебер, который создал концепцию рациональной бюрократии. По его мнению, полностью развитый бюрократический механизм по сравнению с другими организациями должен выглядеть так же, как машина по сравнению с немеханическими видами деятельности. Это была идеальная модель организации управления, которую длительное время учитывали при создании профессиональной государственной службы как в Европе, так и за ее пределами. Без осознания этой теории невозможно понять суть деятельности современных властных учреждений развитых стран мира. Современная теория государственной службы претерпела определенную трансформацию и в значительной мере отличается от механистической модели веберовской рациональной бюрократии, соответствует общей тенденции демократизации управления, ориентации властных учреждений на решение проблем граждан, предоставления услуг населению, обеспечение его потребностей. Вопросы совершенствования теории государственной службы и сегодня остаются актуальными, отражены в научных трудах, практически реализованы в законодательстве разных стран мира. Да, в законе Украины «О государственной службе» определено, что "государственная служба в Украине — это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получают заработную плату за счет государственных средств. Эти лица являются государственными служащими и имеют соответствующие полномочия ". Приведенное определение позволяет сформулировать основные признаки государственного служащего Украины. Во-первых , это — лицо , которая работает профессионально, а не выполняет работу на общественных началах или по совместительству, то есть государственная служба должна быть основной работой человека. Во-вторых , это лицо имеет занимать должность в государственных органах и их аппарате, что связано с определенной системой процедур: отбора кандидатур, приема на работу, обучения, аттестации, стажировки и специфика прохождения государственной службы по времени. В-третьих , государственный служащий в своей повседневной деятельности реализует задачи и функции государства, накладывает на него особую ответственность и может создавать определенные ограничения личных взглядов, позиций, пожеланий. Одновременно говорится о степени влияния этих лиц, поскольку не всякая их деятельность может быть отнесена к функций и задач, хотя в целом здесь существует проблема четкого разграничения этих вопросов. В-четвертых , государственный служащий должен воздерживаться государством, одновременно возлагает ответственность как на государство, выступает как работодатель, так и на служащего как представителя государства. Здесь возникает ряд проблем с финансовой независимости государственных служащих, их лояльности к государству и его институтам власти, превалирование интересов государства над частными, предотвращения коррупции. В-пятых , лица, нанятые на государственную службу, должны быть наделены соответствующими служебными полномочиями, необходимыми для выполнения своих функциональных обязанностей. Эти полномочия обеспечивают и регулируют взаимоотношения между государственным служащим и юридическими и физическими лицами при исполнении им профессиональных обязанностей, определяют уровень его влияния в обществе. Если теперь сравнить определение понятия «государственная служба» в законодательстве разных стран мира с тем, что приведенное в украинском законе, можно заметить довольно существенные расхождения. Априори государственные служащие разных стран не могут иметь одинаковый юридический статус. Одновременно нельзя выделять государственную службу как такую, которая не приравнивается к любой другой служебной деятельности, как, например, в Германии или Франции. На самом деле особый юридический статус государственных служащих, который является публично правовым статусом с односторонним характером, который основывается на законодательных и нормативных положениях, а не на двусторонних договорах между работодателем и работниками, определяется практически во всех странах мира. Имеется в виду, что государственный служащий руководствуется административным правом в отличие от трудового договора.