Июн
2017

Государственная служба в Украине

Государственная служба в Украине: проблемы и перспективы становления В становлении и развитии отечественной теории государственного управления огромную роль сыграли юридические науки и прежде всего наука административного права. Государственное управление (как и в целом управления, осуществляется в обществе) имеет организационную природу и получило распространение обозначения аспектов государственного управления, является предметом изучения юридическими науками его „ организационно-правовых аспектов ". Потребности государственно-правового развития страны, особенно в контексте очень медленного и противоречивого осуществления административной реформы, требуют значительно более широких и активных усилий административно-правовой науки к анализу выбранной проблематики государственного управления. Успешное решение задач дальнейшего укрепления украинского государства во многом зависит от деятельности государственных органов, их аппарата, государственных служащих. Меры политического, экономического и правового характера имеют свои последствия только при улучшении качественного состава руководителей, всех служащих государственных органов, их ответственного отношения к порученному делу. Общественная роль государственной службы заключается в выполнении задач государства и реализации ее функций.

военная форма всу
Задачи и функции государства, выполнение которых возлагается на государственную службу, вытекают из Конституции и законов Украины. Суть их заключается в обеспечении суверенитета, независимости развития Украины как демократического, социального, правового государства, где человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность определяются наивысшей социальной ценностью, а права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (ст. 3 Конституции Украины). Не вдаваясь в характеристики и конкретизации задач государственной службы, вытекающие из полномочий соответствующих органов государственной власти, в наиболее общественно значимых следует отнести: — обеспечение и охрана конституционного строя Украины, развитие ее как демократического, социального, правового государства; — обеспечение свободного развития каждой человеком своей личности, прав, свобод и их защиты, личной свободы и неприкосновенности, права собственности и неприкосновенности жилища; — формирование государственно-правовых, экономических и политических условий для деятельности государственных органов, обеспечение эффективной их деятельности; — обеспечение гражданам права на участие в управлении государственными делами, в референдумах, свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и органов местного самоуправления, равного доступа к государственной службе, а также службы в органах местного самоуправления; — недопущение нарушений права граждан мирно собираться, объединяться в политические партии и общественные организации; — обеспечение действия принципа гласности в деятельности государственных органов и государственных служащих, соблюдения законности и дисциплины в системе государственной службы; — обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией, условий для профессиональной деятельности государственных служащих, их верного служения интересам государства; — обеспечение эффективной реализации функций государственного управления, стабильности в сферах экономики, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности; — подготовка и реализация решений Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины и других государственных органов; — комплектование государственных органов высококвалифицированными служащими, способными выполнять свои служебные полномочия; — создание социальных, информационных, правовых и материально-финансовых условий деятельности государственных служащих, установление порядка прохождения службы; — применение в установленных законодательством случаях мер государственного принуждения. Конкретизацию названных основных задач необходимо сделать в законах, других нормативно-правовых актах, регулирующих отдельные виды государственной службы. Это фактически нашло свое отражение в ряде законов. К сожалению, ни в Законе Украины „ О государственной службе ", ни в других законах, основные задачи государственной службы не нашли своего закрепления. По нашему мнению, целесообразно определить основные задачи государственной службы в отдельных законах, регулирующие основы государственной службы и будут обобщающими для всех ее видов. Функции государственной службы вытекают из основного ее назначения — выполнение задач государства с целью достижения поставленных целей. Поэтому они непосредственно связаны с функциями государства и направленные на их реализацию. В широком смысле функции государственной службы — это основные направления практической, социально-полезной, профессиональной деятельности людей по выполнению государством своего социального назначения. Они заключаются в реализации правовых норм, регулирующих отношения в различных сферах, достижении целей правового регулирования в процессе создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных служащих. Государственная служба, решая задачи государства, фактически осуществляет функции соответствующих государственных органов, носит четко выраженный управленческий характер и поэтому функционирует во всех сферах деятельности. При определении функций государственной службы, имеется в виду управление в широком смысле, властно организующее влияние со стороны государственных субъектов на общественные отношения. В то же время самый объемный комплекс государственно-служебных отношений осуществляется в сфере исполнительной власти, на которую возложена государственная управленческая деятельность. Функции государственного управления осуществляют и другие органы государственного управления, не отнесенные Конституцией Украины к системе исполнительных — администрация государственных предприятий, учреждений и организаций. В процессе управления государственной службой выполняются функции как внешнего, так и внутреннего направления. При классификации функций государственной службы целесообразно исходить из тех функций, которые осуществляются государственными органами: законодательной (регулятивной), исполнительной (исполнительно-распорядительной) и судебной (правоохранительной). При этом наиболее типичными признаются функции регулирования, управления (в том числе непосредственного управления), прогнозирования, планирования, координации, учета, контроля, делопроизводства. Как известно, в юридической литературе рассматриваются различные варианты понятия функций государственного органа и их видов, как правило, авторы признают, что это основные направления деятельности, как самого органа так и его аппарата. Например, И. Л. Видел считает, что функции управления характеризуют способность субъекта управления выполнять соответствующие действия. При этом каждая функция включает ряд последовательных действий и операций, которые сами по себе — также функции, но менее общего характера. По мнению Г. В. Атаманчук, функции управления — это виды властных, организующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы. В соответствии с перечисленных признаков, Ю. Н. Старилов под основными функциями государственной службы понимает „ общие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающих достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления ". В. В. Волошина, Е. А. Титов во функциями, осуществляются государственной службой, понимают основные, главные направления деятельности государственного аппарата, которые можно разделить на общие и специфические. В. В. Волошина добавляет еще одну группу (вид) функций государственной службы — вспомогательные (факультативные). По нашему мнению, функции государственной службы необходимо рассматривать также с позиций цели их осуществления — для обеспечения выполнения задач, стоящих перед соответствующим органом (внешними для него), или для обеспечения деятельности самой службы, поскольку государственная служба не может сочетаться только с кадровым обеспечением государственных органов. Даже орган, осуществляющий руководство государственной службой — Главное управление государственной службы Украины, решает кадровые проблемы как для других органов, так и для себя. В связи с этим, признавая мнения относительно разделения функций государственной службы на общие, специальные (специфические) и вспомогательные, считаем, что общие функции в свою очередь делятся на те, которые связаны с выполнением задач государственного органа, и те, что направлены на решение кадрового обеспечения государственных органов и их аппарата.