Мар
2018

Ретроспективный анализ системы администрирования налогов в развитых странах

В общем в большинстве стран Латинской Америки, как и везде в „ третьем "мире, доля налога на доходы граждан в общей сумме налоговых поступлений остается невысокой — не более 20%. Новые источники налогообложения связываются с внедрением налога на недвижимость, на землю, на автомобили, а также установлением акцизных сборов на табачные изделия и алкогольные напитки. Некоторые налоги, например, на предметах роскоши, полезные не так для роста доходов бюджета, как с взгляда социального справедливости. Фискальная политика всегда находится в фокусе борьбы экономических и политических интересов. Латинская Америка не является исключением, так же как и Украина не является „ другой "государством. Несмотря на трудности, в последние годы вектор фискальной политики в странах Латинской Америки сформировался достаточно четко, за счет: сокращения дефицита бюджета; уменьшение доли ВВП, которая перераспределяется через бюджет; гармонизации налогового законодательства; борьбы с уклонением от уплаты налогов. Удачно идут реформы в Китае. В комплексе экономической программы КНР место предоставляется реформированию налоговой системы страны. Налоговая система обслуживала административно-командный хозяйственный механизм Китая и в основном выполняла чисто фискальную функцию. Основными недостатками старой налоговой системы были: нерациональная структура, наличие многочисленных переходных видов налогов, завышенные налоговые ставки, ограниченное использование налогов на добавленную стоимость земли, индивидуальный прибыль, капитал и др. Основная задача налоговой реформы заключается в ликвидации системы финансового подряда, по которому платежи предприятий определились соглашением между предприятием и местными властями, и постепенный переход к налоговой системе.
вышивка на бейсболках
По мнению китайских специалистов, налоги должны выполнять функцию финансового макроэкономического регулятора, обеспечивать эффективную фискальную политику государства и стимулировать процесс производства. Были определены принципы налогообложения, главными из которых являются: — справедливость при налогообложении, разницу в налоговых ставках необходимо применять только для различных видов производства, а не различных форм собственности; — четкость и простота при исчислении и взыскании налогов. Выполняя фискальную функцию, налоги обеспечили постепенное поступление средств в бюджет в необходимом количестве, а также эффективное использование бюджетными средствами, исходя из государственных нужд. В то же время, выполняя стимулирующую функцию, налоги способствовали развитию процесса производства и не стали бременем для товаропроизводителя. Основными направлениями налоговой реформы в КНР стали: — регулирование использования капиталовложений; — привлечение капиталовложений в основное производственное строительство; — исправления структурных дисбалансов; — воздержание галопирующей инфляции; — усиление контрольно-регулирующей функции финансов на макроэкономическом уровне и тому подобное. До реформы основным источником государственных доходов в КНР был налог с оборота, он обеспечивал 70% общей суммы налоговых поступлений. Это было одной из особенностей налоговой системы Китая. В результате реформы на его базе была создана система, в которую входят налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и промысловый налог. За счет такой системы осуществляется регулирование производственных процессов, оптовой и розничной торговли. С помощью НДС в производстве и обращении товаров осуществляется общее регулирование, а через акцизы — на незначительное количество потребительских товаров. Предоставление услуг, передача нематериальных активов и реализация недвижимости является объектом налогообложения промышленным налогом. В современной налоговой системе КНР налог на добавленную стоимость — это один из видов налога с оборота. Он способствует не только мобилизации финансовых доходов, но и выбора предприятием лучшей формы хозяйствования, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке. В прошлом облагалась незначительное количество товаров при сильной дифференциации налоговых ставок. Сегодня установлено две ставки НДС — общая (17%) и льготная (13%) — для производства зерна, масла, упаковочных услуг, печатных изданий, кормов, удобрений, сельхозтехники и химикатов для сельского хозяйства. Экспортируемые за границу, сельхозпродукция нетоварного назначения, импортные научные приборы, товары, поступающие за счет благотворительной помощи, а также противозачаточные средства, освобожденные от уплаты НДС. Для тех, у кого реализационные доходы меньше определенной суммы (в производстве оборот по реализации, облагаемый налогом, меньше 1 млн юаней в год, в торговле — меньше 1800000 юаней в год), применяется ставка 6%. Реформа налоговой системы в Китае дала положительные результаты: уровень производства постоянно повышается, активно развиваются предприятия различных форм собственности, растут как отечественные капиталовложения, так и иностранные. Но при этом налоговые ставки, как и раньше, устанавливаются на основе финансового подряда. Опыт проведенных налоговых реформ в развитых странах выявил, что в первые годы снижение налогообложения юридических и физических лиц сопровождалось ростом дефицита государственного бюджета. Так, в США имели место беспрецедентные дефициты федерального бюджета. Причем после 1981 году резко возрос структурный дефицит, который сначала сопровождался увеличением реального бюджетного дефицита, а после 1983 года — его стабилизацией, достигнутой исключительно вследствие уменьшения циклического дефицита при дальнейшем росте структурного. Таким образом, основным компонентом дефицитов федерального бюджета в 80-е гг. Был структурный, что свидетельствует о спричиненисть этих дефицитов прежде всего не циклическими колебаниями, а налогово-бюджетной политикой. В США при уровне дефицита федерального бюджета накануне налоговой реформы (1976—1980 гг.) В 1,9% ВВП и значительных возможностях сокращения расходов (которые, правда, не были использованы, поскольку Конгресс не принял предложений по сокращения социальных программ) в 1981—1985 гг. дефицит вырос до 4,3% ВВП. В Украине же существенное снижение налогового бремени в условиях значительных масштабов дефицитности (особенно „ скрытой ") государственного бюджета и проблематичности существенного уменьшения расходов из него приведет к обострению проблемы дефицита, еще больше нарушит неустойчивую, искусственно достигнутой финансовой стабилизации. Рост же реального дефицита обострит проблемы инфляции, финансирование бюджетной сферы. Все это может дискредитировать идею действительно необходимой для Украины налоговой реформы. Предложенная концепция имеет либеральную направленность, игнорирует возможные социальные последствия налогово-бюджетных изменений, предусматривает налоговую либерализацию в сочетании с сокращением социальных расходов, повышением пенсионного возраста, в условиях низкой продолжительности жизни, ухудшение состояния здоровья не может рассматриваться иначе, чем антигуманна предложение. Авторы концепции отмечают, что ослабление налогового бремени создаст почву для экономического роста, а остальное — для повышения благосостояния. Это так, но часть населения уже сейчас имеет такой уровень жизни, к экономическому росту может просто не дожить. Истощенные ценовой либерализацией и другими революционными мерами, экономика и народ требуют эволюционного развития, разумного, умеренного реформаторства. Налоговая реформа, во-первых, должна происходить поэтапно, постепенно снижая налоговое бремя. Ее проведению будет предшествовать разработка долгосрочной, рассчитанной на несколько лет, программы налоговой реформы, подробно просчитанной и научно обоснованной и законодательно обеспеченной.