Фев
2018

Временные границы действия нормативно-правовых актов украины — проблемные вопросы

Временные границы действия нормативно-правовых актов Украины: проблемные вопросы Развитие современной правовой системы Украины зависит от ряда факторов, среди которых главное место занимает эффективная система законодательства. Основу такой системы должны составлять качественные, эффективные нормативно-правовые акты. Действенность нормативно-правовых актов обеспечивается рядом условий, среди которых есть четкое определение границ временной сферы. Временная сфера действия нормативно-правовых актов определяется следующими моментами, как начало и окончание (прекращение) их действия. Как правило, в литературе эти моменты называют пределами, рамками, обмежовують временную сферу действия нормативно-правовых актов. На важность и практическую значимость временных границ действия нормативно-правовых актов указывал еще Г. Ф. Шершеневич. В свою очередь С. С. Алексеев отмечает, что точное установление границ действия нормативно-правовых актов является элементарной, первичной условием правового регулирования, которое необходимо, поскольку каждый нормативно-правовой акт, когда-нибудь выдан, прекращает свое существование. Заметим, что само понятие предел связано с понятием сфера . Срок сфера объясняется, как район действия, граница распространения чего-либо. Одним из значений слова предел есть понимание, как линии разделения какой-либо территории, границы разделения, различия каких-либо явлений, предметов. Итак, временную сферу ди нормативно-правовых актов окреслюватимуть такие ее черты, как начало действия и окончания (прекращения) действия нормативно-правовых актов.
http://chemodan.kz/strany/gretsiya.html

Каждый нормативно-правовой акт имеет свою отдельную сферу действия и, соответственно пределы действия. По А. Б. Венгеровым, важным свойством нормативно-правовых актов, одним из «важных классификационных критериев», по которым выделяют виды нормативно-правовых актов, есть время, пространство, круг лиц, на которые распространяется его регулятивная действие. Что касается начальной пределы действия нормативно-правовых актов Украины возникает немало теоретических и практических проблем. Начальная граница действия связывается со вступлением в силу нормативно-правовым актом. Вместе с тем как в юридической литературе так и в практике довольно часто, характеризуя начальную границу действия, используют такие термины, как вступления юридической силы, вступление в силу, вступления в силу введения в действие. Учитывая это, есть потребность выяснить содержание понятий юридическая сила, действие, введения в действие, вступление в силу. p> Юридическая сила , как свойство нормативно-правового акта, предполагает их четкую подчиненность, иерархию и обязательность. Это свойство зависит от правотворческого органа в аппарате государства, от его компетенции, и указывает на формальную обязательность одного акта применительно к другой. Одним из условий вступления юридической силы является момент вступления в силу нормативно-правовым актом, то есть нормативно-правовой акт приобретает юридическую силу с момента вступления в силу. В юридической литературе понятие в силу не столь разработаны, чтобы можно было говорить о четких и однозначные выводы. Но в целом силу можно сформулировать, как способность (возможность) нормативно-правового акта осуществлять регулирующее воздействие на поведение субъектов с определенного момента. Что же касается срока ввод в действие , то в юридической литературе и на практике его отождествляют с термином вступления в силу (в российской юридической литературе вместо термина вступления в силу употребляется термин вступление в силу ). Во вступлением в силу также понимают и вступление в юридическую силу . Если же исходить из дословного толкования словосочетания ввод в действие , которое наряду с другими значениями, означает «давать доступ к чему-либо, включать во что-нибудь», «делать действующим». Это позволяет сделать вывод, что ввод в действие и сам порядок вступления в силу тождественны. Итак, тождественными являются не понятия вступления в силу и ввод в действие , а порядок вступления в силу и ввод в действие. Нормативно-правовые акты вступают в силу в специальном порядке, фиксируется в национальном законодательстве, содержит прямое указание относительно вступления в силу соответствующих нормативно-правовыми актами. В некоторых случаях законодатель применяет слова с момента, после, со дня опубликования , затем указывает на то, что нормативно-правовой акт сможет действовать на следующий день, после его принятия, обнародования. Как правило, начальная граница действия определяется следующими моментами:

  • момент опубликования;
  • моментом совпадения определенного срока, исчисляемого, после опубликования или принятия;
  • моментом принятия;
  • моментом получения адресатами;
  • другим отдельно установленным моментом начала действия.
Важно отметить, что порядок вступления нормативно-правовыми актами в силу фиксируется в актах различной юридической силы: Конституция Украины, указы Президента «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу», " О государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов исполнительной власти «,» О Едином государственном реестре нормативных актов «,» О опубликования актов законодательства Украины в информационном бюллетене «Официальный вестник», Постановления Кабинета Министров Украины "Об утверждении Положения о государственной регистрации нормативных актов министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти «с изменениями и дополнениями и» О введении Единого государственного реестра нормативных актов и осуществлении правовой информатизации Украины ". Общие аспекты порядке вступления в силу законов определяет Конституция Украины, подробнее этот вопрос должен фиксироваться в законе. О порядке вступления в силу других (в том числе и подзаконными) правовыми актами, то регулирование этого вопроса на уровне Указа Президента «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» не является приемлемым. С этим вряд ли можно согласиться, поскольку порядок вступления в силу законами и иными нормативно-правовыми актами может определяться нормативно-правовыми актами высшей юридической силы — законами. В настоящее время Верховной Раде Украины предложено на рассмотрение законопроекты «О нормативно-правовых актах» «О законах и законодательной деятельности», которые должны урегулировать этот вопрос. Анализируя положение указанного Указа Президента Украины, вызывает сомнение, в частности, п. 4, который фиксирует порядок вступления в силу нормативно-правовыми актами Верховной Рады Украины и Президента Украины. Это положение фактически уравнивает нормативно-правовые акты различной юридической силы, в частности законы Верховной Рады Украины и указы и распоряжения Президента Украины о начале вступления в силу. Хотя, как представляется, отличный порядок вступления в силу законами и подзаконными актами подчеркивал бы авторитетность закона как нормативно-правового акта с большей юридической силой и выше место в иерархии нормативно-правовых актов. По законам, то сроки вступления в силу должны быть продолжительными. Кроме этого, в сфере действия самих законов моменты начала их действия различны. Вполне логично утверждение, согласно которому «начальный момент действия закона может быть сознательно отсрочен в силу важности и сложности закона». Порядок регистрации нормативно-правовых актов также соответствовать порядку вступления в силу и закрепляться на уровне закона, а не подзаконного акта. С проведением государственной регистрации нормативно-правовых актов и введением их в Единый государственный реестр в Министерстве юстиции Украины связана начальная граница действия подзаконных нормативно-правовых актов. Они вступают в силу только после проведения процедуры регистрации. Важно обратить внимание, что информация о том, когда тот или иной подзаконный нормативно-правовой акт (от актов ведомств и приказам руководителей предприятий, учреждений, организаций включительно) вступает в силу, содержится в различных источниках, что затрудняет выяснения пороговой их действия. Что касается конечной пределы действия нормативно-правовых актов, то общие правила окончания (прекращения) действия на нормативно-правовом уровне вообще не определены. Обобщая наработки юридической литературы и практики, отметим, что конечными моментами прекращения (окончание) действия нормативно-правовых актов являются:
  • Дата, сроки указаны в самом акте;
  • момент отмены нормативно-правового акта органом, который его принял, вышестоящим, специально уполномоченным на то органом (Конституционным судом, судом общей юрисдикции);
  • моментом принятия, вступления в силу другим нормативно-правовым актом, который регулирует те же или сходные отношения (с указанием на отмену или без таковой).
По этому поводу следует заметить следующее, если момент вступления в силу доведено до сведения субъектов, то прекращение действия нормативно-правовых актов либо не приходится вообще, либо приходится со значительной разницей во времени между моментом прекращения и сообщением об этом. Недостаточно согласованным остается вопрос о том, в каком источнике и в какие сроки нужно сообщать о прекращении действия того или иного нормативно-правового акта. Имеют место ситуации, когда уже не действующий нормативно-правовой акт длительное время применяется , создавая при этом коллизионные ситуации и препятствия для действия действующего акта. Литература
  1. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. — М., 1910. — Вып. 1.
  2. Алексеев С. С. Общая теория государства и права. — М., 1982. — Т. 2.
  3. Новый толковый словарь украинского языка: В 4-т. — К .: Аконтий, 1998.
  4. венгерок А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. — М .: Юриспруденция, 1999.
  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.1981. — Т.1.
  6. Словарь украинского языка. — К.: Наук. Мнение, 1970.