Мар
2018

Понятие и правовая природа неналоговых доходов

Понятие и правовая природа неналоговых доходов Неналоговые доходы являются частью доходов государства (государственных доходов ). Известно много определений понятия государственные доходы, однако в целом все они сводятся к тому, что под государственными доходами понимают совокупность различных видов денежных поступлений в фонды государства, используемых им для осуществления ее задач и функций. Вся система государственных доходов складывается из доходов децентрализованных, под которыми понимают доходы государственных предприятий, учреждений, организаций, формируются в основном за счет их прибыли, и доходов централизованных, поступающих на формирование централизованных денежных фондов: Государственного и местного бюджетов, Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования Украины, Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, Государственного инновационного фонда и ряда других. Понятие государственных доходов значительно шире понятия доходов Государственного бюджета.
Фалуньгун
Оно охватывает не только доходы Государственного бюджета, но и доходы других централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В разрезе этой статьи данное предостережение необходимо потому, что значительная часть неналоговых доходов поступает в различные государственные целевые фонды, а также в местные бюджеты. Неналоговые доходы являются частью системы государственных доходов, которая представляет собой "внутреннее единство, сложившейся на данный период времени ... всей совокупности доходов, с одной стороны, и ее дифференциацию на отдельные группы и виды — с другой ". Единство и дифференциация всей совокупности доходов обусловлено единством экономического источники образования государственных доходов — национального дохода, который создается в сфере материального производства, и разнообразием отдельных видов доходов. Разнообразие видов государственных доходов позволяет классифицировать их по многим критериям, в частности, по субъектам и объектам отношений, возникающих, бюджетным значением, формами, методами и условиями привлечения, территорией взыскания средств и тому подобное. Одним из разновидностей классификации государственных доходов является их разделение на налоговые и неналоговые. И такое разделение имеет право на существование, поскольку не оспаривается и признается многими учеными-правоведами. Стоит согласиться с польской ученым Я. Яскевичевою, которая считает такое разделение ли найполемичнишим. И с ним нужно согласиться. Какие же критерии разделения государственных доходов на налоговые и неналоговые? Так, Б. Н.Иванов отмечает, что в связи с различными методами мобилизации финансовых ресурсов в общегосударственный фонд денежных средств и, соответственно, с различиями в характеристике финансовых отношений, регулируемых правовыми нормами, можно выделить три основные финансово-правовые институты: 1 ) обязательные платежи государственных предприятий и организаций в бюджет и налоговое право; 2) неналоговые доходы; 3) государственный кредит. Такого же мнения придерживается Цыпкин С. Д., утверждая, что взыскание обязательных платежей можно проводить двумя способами — налоговым и неналоговым, а разделение доходов бюджета на налоговые и неналоговые по методам изъятия средств имеет значение не только для сугубо финансовой, но и для юридической характеристики системы доходов. Другие ученые также считают метод взыскания средств единственным критерием разделения государственных доходов на налоговые и неналоговые. Представляется, однако, что одного метода взимания средств недостаточно для отграничения налоговых доходов от неналоговых. При взыскании налогов государство применяет налоговый метод, для которого характерно установление государством обязательных безвозмездных и безвозвратное денежных платежей, которые мобилизуются в бюджет в точно определенных размерах и в заранее установленные сроки. Применяя этот метод, государство использует специальные юридические конструкции — субъект налога, объект налогообложения, единицу налогообложения, ставку налога, необлагаемый минимум, сроки уплаты и тому подобное. Сравнив, например, порядок взимания сборов в государственные целевые фонды порядку взыскания налогов, мы увидим, что они практически не отличаются, разве что сборы поступают в государственные целевые фонды (кстати, большинство из которых включены в Государственный бюджет), а также, в конечном итоге, являются обратимыми. Все элементы налога характерны для сборов в государственные целевые фонды. Поэтому можно утверждать, что при их взыскании государство применяет налоговый метод. Вот почему удобным мнение Н. И.Химичевои, которая предлагает осуществлять разделение государственных доходов на налоговые и неналоговые в зависимости от формы самих платежей и методов их взимания. Итак, более приемлемым является разделение государственных доходов на налоговые и неналоговые по двум критериям: методом взыскания средств и форме платежей. Он позволяет основательно провести разграничение между этими двумя видами государственных доходов. К неналоговым доходам относятся государственная пошлина, регистрационные сборы, плата за лицензии и другие услуги, предоставляемые государством, сборы в государственные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и др.), Поступления, связанные с использованием имущества, являющегося государственной собственностью (плата за специальное использование природных ресурсов, поступления от приватизации государственного имущества, арендная плата и т. п.), доходы штрафного и компенсационного характера, добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от проведения денежно-вещевых лотерей и др. Итак, состав данной группы государственных доходов весьма неоднороден. Именно поэтому неналоговые доходы отличаются конкретными условиями аккумуляции средств, содержанием, назначением, но их объединяет один признак негативного плана: все они не являются налогами. Следовательно, есть потребность сравнить неналоговые доходы с налогами, установить грани различий, а также сходство, сходство этих двух видов государственных доходов, с тем, чтобы определить суть и назначение неналоговых доходов, их характерные черты. Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет. По их экономическим содержанием — это финансовые отношения между государством и налогоплательщиками с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций. Существует не один десяток определений налога — от совсем неудачных к близким к истинному определению. На наш взгляд, оптимальным из этих определений налога, которое наиболее полно отражает его суть, свойства и юридические признаки, является следующее: налог — это установленный законом для достижения общегосударственных или местного значения целей обязательный (или принудительный) индивидуально безвозмездный денежный платеж, который вносят юридические и физические лица в государственный или местный бюджет (или распределяется между ними) при наличии материальных предпосылок (дохода, прибыли или имущества) в четко определенные сроки и в законодательно предусмотренных размерах и не предназначен для конкретных расходов. В отличие от налогов, неналоговые доходы могут перечисляться не только в бюджеты, но и в различные государственные целевые фонды и даже на счета государственных органов, учреждений (в определенной пропорции), которые предоставляют или совершают определенные действия в пользу плательщиков. Неналоговые доходы довольно часто имеют целевой характер, то есть средства созданных с помощью неналоговых поступлений фондов используются по заранее определенной целью (например, для выплаты пенсий, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и т. п.), а налоговые доходы не имеют целевого характера.