Фев
2018

Парламентский контроль в украине — проблемы нормативно-правового регулирования часть 2

Конституция дает возможность политического парламентского контроля и о деятельности Генерального прокурора Украины. В то же время применение предусмотренных ст. 85 и 111 Конституции императивных меры контроля в отношении Президента Украины и по Верховной Рады Автономной Республики Крым может основываться только на фактах совершения преступления, нарушения Конституции или законов Украины, то есть имеет чисто юридический характер. Конечной (финальной) стадией парламентского контроля, происходит после получения и анализа информации, является рассмотрение вопроса о применении предусмотренных Конституцией меры реагирования парламента. Впрочем эта стадия не происходит автоматически: для рассмотрения соответствующих вопросов, как правило, необходимы определенные предпосылки. В некоторых случаях, в частности, в вопросе о возможности импичмента Президента Украины, эти предпосылки настолько жесткими, что маловероятным становится даже начало соответствующей процедуры. Если же парламент не имеет права на применение в отношении подконтрольного субъекта императивных мероприятий, как финальная стадия может выступать публичное обсуждение соответствующей информации, разглашение и доведения до сведения широкой общественности. Парламентское расследование, конечно же, является наиболее острой формой парламентского контроля. Очевидно, что применение такой формы не может быть обычной практикой работы парламента: его целесообразно применять лишь в исключительных случаях, например в случае грубых нарушений закона органами публичной власти высшего уровня или должностными лицами высокого ранга, затрудняющих делают невозможными применение обычных форм парламентского контроля.
Вы хотите знать сколько стоит натяжной потолок Пермь цена с установкой? Заходите на permpotolki.ru и узнайте подробнее.

Однако Конституция Украины дает парламенту право создавать следственные комиссии не только в чрезвычайных ситуациях, но и в других случаях, когда вопрос, который должен быть предметом расследования, является важным для общества и государства и представляет общественный интерес. Временные следственные комиссии должны стать действенным инструментом парламентского контроля и в исключительных случаях другого рода. Речь идет о ситуации, когда большинство парламента, правительство и руководство других государственных органов являются политическими союзниками, а потому управляемый этим большинством парламент не проявляет энергии и инициативы при применении обычных форм парламентского контроля. Именно с учетом этого конституционная норма предусматривает создание следственных комиссий при поддержке этого не большинством, а одной третью депутатов от конституционного состава парламента. Итак, возможность образования следственных комиссий является, помимо прочего, одной из конституционных гарантий для деятельности меньшинства (оппозиции) в парламенте. Экстраординарный характер временных следственных комиссий обусловливает необходимость в предоставлении им полномочий, соответствующих сути и значению этой формы парламентского контроля. Указание общего относительно полномочий временных следственных комиссий дает Конституция Украины, в ч.4 ст.89 которой форму парламентского контроля, осуществляемую этими комиссиями, назван «парламентским расследованием». Эта характеристика является обоснованием планов публичночасовим следственным комиссиям полномочий принудительного характера, является естественным для любого расследования, которое должно проводиться государственным органом. Конечно же, права и полномочия временных следственных комиссий парламента не могут полностью дублировать полномочия органов следствия или органов правосудия. Парламентское расследование не является досудебным следствием, а потому было бы неуместным предоставления временным следственным комиссиям полномочий на проведение таких мероприятий, как выдвижение или предъявления обвинений, применение мер, проведения обысков, наложения ареста на имущество или банковские счета и любых других мероприятий , ограничивающие личную или имущественную свободу граждан и организаций. Возможно, что положения принятого Закона действительно нуждаются в корректировке в этом направлении. Однако следственным комиссиям безусловно должно быть предоставлено право получать, знакомиться, а при необходимости и изымать документы, относящиеся к предмету расследования или их копии, а также вызвать для дачи объяснений любых лиц (за небольшими исключениями, в число которых могут быть отнесены, в частности Президент Украины и, возможно, все судьи Украины), которые могут сообщить комиссии информацию, которая касается предмета расследования. Комиссия должна иметь также и полномочия по анализу полученной таким образом информации. Что касается возможности параллельного расследования, то, конечно же, законодательство должно предусматривать способы согласования действий комиссий и органов следствия, например при необходимости в изъятии одних и тех же документов. Однако в целом «параллельное» расследование не может образовать особых проблем правового характера, поскольку цель, а в значительной степени и средства парламентского расследования и предварительного (досудебного) следствия или дознания разные. Итак, следует законодательно установить достаточные гарантии для эффективного деятельности временных следственных комиссий парламента, для чего необходимо использовать как собственный опыт, так и прогрессивный опыт других стран, что, к сожалению, происходит еще не в полной мере. Литература

  1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. — 3-е изд. — М .: Изд-во БЕК, 2000. — С. 84. — Т. 1, 2.
  2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Там же.
  3. Шаповал В. М., Борденюк В. И., Журавлева Г. С. Парламентаризм и законодательный процесс в Украине. — М .: Изд-во УАДУ, 2000. — С. 40-41.
  4. Бойко Г. И. Вопросы совершенствования парламентского контроля через Счетную палату Верховной Рады Украины // Государственно-правовая реформа в Украине. Материалы научно-практической конференции. — М., 1997. — С. 131.
  5. См. ст. 5 проекта Закона Украины «Об основных принципах парламентского контроля в Украине», внесенного народным депутатом Украины С. В.Кивалова // С проектом (реестр. №3472 от 12.07.99 г...) Можно ознакомиться в базе данных «Электронный информационный бюллетень» Управление компьютеризированных систем Аппарата Верховной Рады Украины
  6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. — С.468-469.