Мар
2018

Реформа местного самоуправления — финансовая самостоятельность и ее государственное гарантирование

Реформа местного самоуправления: финансовая самостоятельность и ее государственное гарантирование На данном этапе государственного строительства вновь остро встал вопрос реформирования местного самоуправления в Украине. О системном упадок этого вопроса, как утверждает заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Ю. Ключковский говорят довольно часто. Срок „ системный "означает необходимость не только достижения каких-то конкретных результатов в работе на местах, но и пересмотр существующих концептуальных взглядов на местное самоуправление, в частности, его материально-финансовую базу, формирования новых научно-методологических подходов к решению проблем, которые возникают в процессе реформирования местного самоуправления . Связанные с этим вопросы являются предметом рассмотрения периодических изданий всеобщего характера.
Гражданство РФ

В научной литературе регулярно появляются публикации монографического характера, в которых высказано немало предложений по совершенствованию доходной базы местных бюджетов и др., То есть существует подробная системная разработка многих проблем местного самоуправления, построенная на анализе вопросов его материально-финансовой базы. Огромное количество концепций, взглядов, предложений, выводов и др. обязывает не только к их изучению и внедрению в практику, но и к научному обобщению, попытки пересмотреть концептуальные положения, сформировать новые методологические подходы к решению практических задач совершенствования материально-финансовой базы местного самоуправления, начиная с самого первого — понимание местных бюджетов как важнейшей составной части обеспечения самостоятельности местного самоуправления. Задачи, функции и роль базы местного самоуправления имеют решающее значение для его функционирования и реального общественного значения. С многочисленных определений местного самоуправления, среди которых основными являются Конституция Украины, Закон Украины „ О местном самоуправлении в Украине "и Европейская Хартия местного самоуправления, следует его суть как права и способности (способности) территориальной общины самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Роль базы сводится к обеспечению как прав, так и реальной способности (способности) органов местного самоуправления осуществлять свои функции путем предоставления финансовых ресурсов, предоставляемых в их распоряжение. Одним из важнейших аспектов статуса местного самоуправления его место в системе отношений с государством. Задача, которая стоит перед органами местного самоуправления, — самостоятельно решать все вопросы местного значения, — предполагает, с одной стороны, определенное организационно-правовое отграничения от государства, но с другой (поскольку местные вопросы согласно Европейской Хартии местного самоуправления является частью государственных дел) — тесная связь с Государственным бюджетом Украины своими налогами, расходами, правами по составлению и исполнению бюджетов и др. Именно этот двоякий характер приводит к тому, что на сегодняшний день в научной литературе, средствах массовой информации и в практике существует тенденция характеризовать местное самоуправление как автономию в пределах государства. Местное самоуправление, как и государство, по своей сути является институтом публичной власти, автономией в пределах государства, хотя в литературе и отмечается, что „ это не означает полной автономности от государства, государственной власти ". Именно это и ставит вопрос о соотношении между государственной властью и местным самоуправлением не только в аспекте их границ, но и самой сути, характера этих отношений, поскольку „ автономное "понимание этих отношений может предоставить им другой смысл. Стоит сопоставить некоторые из положений из определений, представленных в указанных выше нормативных актах и документах, государство гарантирует право на местное самоуправление и способность (способность) его осуществления, Европейская Хартия местного самоуправления отмечает, что местное самоуправление осуществляет регулирование и управление существенной частью государственных дел. Следует обратить внимание, что, если Конституция и законодательство Украины говорят о вопросах местного значения, то Европейская Хартия называет их существенной долей государственных дел. Именно это и предопределяет подход к местному самоуправлению как к автономии, в которой связи между центром и местами имеют целый ряд конкретных правовых форм при обеспечении последних доходной базой, правами на осуществление расходов и др. Кроме того, Хартия указывает, что местная власть осуществляет регулирование и управление существенной частью государственных дел, но в Украине регулирования финансовых отношений носит централизованный характер. При рассмотрении объектов управленческой деятельности местного самоуправления, „ вопросов местного значения "можно узнать, что их местное значение заключается скорее в территориальных пределах юрисдикции, населении, проживающего на определенной территории. Но в полном смысле этого слова „ значение "этих вопросов не является местным (или исключительно местным) — скорее местным есть характер и содержание работы по их реализации. В конечном итоге, большинство из них являются реализацией конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и в политическом аспекте ответственным за их решение перед народом остается государство. Государство не может остаться в стороне и в случае нерешение „ вопросов местного значения "органами местного самоуправления через какие-то объективные причины, когда ответственность перед населением все равно остается. Таким образом, можно констатировать, что каких-то исключительных „ вопросов местного значения "практически нет — есть вопросы, которые по своему характеру в соответствии с принципом субсидиарности требуют решения их органами местного самоуправления. Один из финансово-правовых аспектов взаимоотношений государства и местного самоуправления заключается в том, что государство гарантирует по ст. 2 Закона Украины „ О местном самоуправлении в Украине "право и реальную способность территориальной общины самостоятельно решать вопросы местного значения. В финансовом и гражданском праве содержание гарантии сводится к обеспечению выполнения своей обязанности принципу и отвечает за нарушение им своих обязательств. В широком политическом и даже юридическом аспекте эти элементы должны найти воплощение и в отношениях государства, а также местного самоуправления при их „ автономном "смысле. Перенося хотя бы в определенной степени эти элементы на взаимоотношения государства и местного самоуправления можно, в частности, констатировать, что на сегодняшний день такое гарантирование усматривается в том, что государство поставило себе целью предоставить местным советам средства, которые были бы достаточными для реализации их задач, функций и полномочий, а именно же их использование осуществляется по воле местных органов. Но есть такое положение дел сам по себе гарантией решения вопросов местного значения как части государственных дел? Очевидно, что нет. В юридической, экономической и публицистической литературе высказано просто-таки массу предложений о передаче в местные бюджеты тех или иных доходных источников (перечислить их все нет ни возможности, ни необходимости), но следует учесть, что доходы местных бюджетов — это не самоцель, а лишь предварительный этап на пути осуществления расходов, которые, в свою очередь, является только этапом и важнейшим условием осуществления каких-то конкретных мер в целом.