Фев
2018

Регулирование межбюджетных отношений в украине

Регулирование межбюджетных отношений в Украине Сегодня проблемы совершенствования и развития межбюджетных отношений в Украине интересуют многих ученых, поскольку устойчивость бюджетной системы государства во многом зависит именно от характера таких отношений. Конечно, доходы бюджетов должны быть надежной и стабильной основой финансовой базы, необходимой для выполнения задач и функций как государства, так и органов местного самоуправления. Поэтому государство пытается наделить всех субъектов бюджетного права необходимым для выполнения их функций объемом доходов. Особое значение при этом приобретают межбюджетные отношения, при реализации которых ведущее место занимает предоставление трансфертов и межбюджетных трансфертов, правовая природа которых сегодня мало исследована и поэтому этот вопрос требует дополнительного внимания. Так, в ст. 9 Бюджетного кодекса Украины дается такое толкование „ трансфертов "- это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе. Кроме того, п. 25 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины также содержит определение межбюджетных трансфертов средств, безвозвратно и безвозмездно передаются из одного бюджета в другой, а в ст. 96 закрепляется их разделение на виды: 1) дотация выравнивания; 2) субвенция; 3) средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты из других местных бюджетов; 4) другие дотации.
Вы хотите знать какие цены на потолок в Перми стоимость 1 м2 с установкой?

По нашему мнению, при такой трактовке и классификации указанных категорий законодатель смешивает такие понятия, как „ трансферты «, „ межбюджетные трансферты», „ бюджетное регулирование "и его методы (дотации, субвенции и т. д.), фактически приводит к их отождествлению. Исходя из этих норм, возникает возможность предоставления финансовых ресурсов из других источников в государственный и местные бюджеты в пределах бюджетного регулирования и без четкого определения механизма их предоставления и расходования. Анализ финансово-правовой литературы позволяет сделать вывод о том, что соотношение вышеупомянутых понятий практически не исследовалось. Учитывая это, убеждаемся, что назрела острая необходимость осуществить их оценку и разграничения. Это обусловлено прежде всего тем, что вопрос правильной трактовки понятий, используемых при правовом регулировании финансовых отношений и, в частности, межбюджетных очень тесно связано с определением их понятия и содержания, а также прав и обязанностей их участников. Кроме того, подходящим в этом отношении замечание Ю. А. Крохин, что „ для науки бюджетного права неоценимое значение имеет определение категорий, поскольку именно из-за их анализ осуществляется процесс познания законов функционирования всей бюджетной деятельности государства ". В рамках этой работы и учитывая ограниченность ее объема отметим следующее. Категории „ трансферт «и „ межбюджетный трансферт» для финансово-правовой доктрины и законодательства является сравнительно новым. В законодательстве Украины категория „ официальный трансферт "появилась недавно. Она впервые была закреплена в бюджетной классификации постановлением Верховной Рады „ О структуре бюджетной классификации Украины "от 12 августа 1996, а затем стала применяться в текстах законов о Государственном бюджете на текущий год. Например, впервые мы встречаем в ст. 6 Закона Украины „ О Государственном бюджете Украины на 1998 год "от 30 декабря 1997. Фактически этот термин представляет собой собирательное понятие, куда входят дотации и субвенции из вышестоящих бюджетов в нижестоящие, а также поступления из бюджетов низших уровней в выше. Итак, несмотря на использование таких категорий и опыт многих стран мира, в которых методы трансфертов используются уже длительное время, законодательство не выработало четкого и всестороннего их толкование. Кстати, несколько своеобразным является подход к этому вопросу российского законодателя. Так, в ст. 75 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляется понятие „ трансферты населению ", под которым понимаются бюджетные средства для финансирования таких обязательных выплат населению, как пенсии, стипендии, пособия, компенсаций и других социальных выплат, установленных законодательством. Но самой формулировки понятия трансферта как такового Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит. Наукой финансового права также не выработано четкого определения понятий трансфертов и межбюджетных транстертив, поэтому не существует единого мнения по этому вопросу. М. А Баскакова трактует трансфертные платежи как передаточные, одна из форм перераспределения государственных бюджетных средств. В зависимости от объекта платежей, по мнению ученого, они имеют три формы: а) субсидии частным предпринимателям; б) выплаты процентов по государственному долгу; в) государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, материальную помощь и другие виды финансовой помощи нетрудоспособным, безработным и т. д.). Такой подход нам представляется немного узким, поскольку выделение трансфертных платежей может осуществляться также другим субъектам и иметь различное назначение. Существуют и другие мнения. Например, М. В. Романовский и О. В. Врублевский утверждают, что финансовую помощь, которая выделяется из фонда финансовой поддержки регионов, принято называть трансфертами. Другие же специалисты считают трансферт нормативно-долевой дотации. По нашему мнению, в вышеуказанных случаях толкования категории „ трансферт «характеризуется не как собирательное понятие, поскольку каждый из авторов мыслей отождествляет ее с какой-либо формой трансферта или методом бюджетного регулирования — дотации, субсидией. В справочной литературе указывается, что срок „ трансферт» происходит от французского — transfert или от латинского — transfero и означает „ переношу «, „ перемещаю» и представляет собой разновидность обменной операции, связанной с (1) переводом иностранной валюты или золота из одной страны в другую или (2) передачей права владения именными ценными бумагами одним лицом другому, осуществляемой, как правило, с помощью передаточной надписи. Однако такое определение трансфертов является противоречивым, поскольку они не всегда связаны с обменом (на этом положении акцентируется внимание и в Бюджетном кодексе Украины). По нашему мнению, главным в трансферте с точки зрения финансового (бюджетного) права усматривается перемещения финансовых ресурсов от одного субъекта финансовых (бюджетных) правоотношений к другому. Причем в таком случае не акцентируется на том, кто может быть субъектом получателем таких средств и субъектом, в собственности или ведении которого находится фонд, из которого передаются средства. Далее, как известно, бюджетное регулирование является предоставлением средств из общегосударственных доходных источников, закрепленных за бюджетами высших уровней, бюджетам низших уровней с целью сбалансирования их на уровне, необходимом для использования планов экономического и социального развития на соответствующей территории. Причем осуществляется оно методами процентных отчислений от общегосударственных налогов, дотаций, субвенций и субсидий. Но законодателем не было учтено это произведенное теории финансового права (и ранее закрепленное в ст. 16 Закона „ О бюджетной системе Украины «) положение при определении трансфертов, мижбюджених трансфертов и их видов. Таким образом, в соответствии с Бюджетным кодексом Украины при реализации межбюджетных отношений (в частности, бюджетном регулировании) допускается (1) „ движение» финансовых ресурсов не только от вышестоящих бюджетов к низшим, но и от низших в высшие между равнозначными бюджетами в виде дотации выравнивания, субвенции, средства, которые передаются в государственный и местные бюджеты из других бюджетов, в виде других дотаций, (2) означает , по сути, привлечения ресурсов из других источников. Кроме того, исходя из содержания ч 4 ст. 96, п. 1 ст. 101 и др. Бюджетный кодекс Украины возможно предоставление межбюджетных трансфертов в виде „ средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты из других местных бюджетов ", с этим, по нашему мнению, трудно согласиться, поскольку и дотации, и субвенции по своей сути являются средствами, которые передаются из этих бюджетов. И поэтому указание на „ еще какие-то "средства, передаваемые из этих бюджетов, без закрепления правового режима их предоставления является основанием для неоднозначного толкования и понимания этой нормы, что, в свою очередь, может привести к нецелевому и безосновательного выделения и использования бюджетных средств. Эта мысль была высказана в ряде научных публикаций. Так, А. В. Турчинов, Ц. Г. Огонь и другие специалисты, не раскрывая понятие трансфертов и межбюджетных трансфертов, распределяют последние на следующие группы: 1) трансферты, осуществляемые в порядке выравнивания бюджетной способности на бесплатной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов — (а) дотации выравнивания и (б) трансферты, переданы в государственный и местные бюджеты из других местных бюджетов; 2) трансферты, для осуществления определенной цели, в порядке, определенном органом, который принял решение об их выделения — это различного рода субвенции; 3) другие трансферты, переданные на бесплатной и безвозвратной основе в виде дотаций.